RSS

Городской портал госуслуг

Линия жизни полковника Петрушина

IMG_0611.jpg

Офицер, не считающий себя отставным, создал свое счастье сам — своим трудом и отношением к жизни

Ветеран войны и труда, председатель комиссии Совета ветеранов по патриотической работе, педагог первой категории, почетный гражданин района Раменки, руководитель кружка «Природа и фантазия» в школе № 38 — это все он, полковник в отставке Алексей Филиппович Петрушин. 87-летний ветеран — энергичный, жизнерадостный и общительный человек. Он с готовностью поведал
о своем удивительном жизненном пути, творческой работе и роли патриотического воспитания в современном обществе.

Когда в страну пришла война

— Алексей Филиппович, судя по наградам, Вы прошли славный боевой и трудовой путь. Не могли бы хоть несколькими штрихами поведать о нем? Даты, события, награды...

— Когда началась Великая Отечественная война, мне было 14 с небольшим лет. 22 июня по радио сообщили, что в 12 часов дня будет передано важное правительственное сообщение. Все его с нетерпением ждали. И вот из репродукторов раздается голос Молотова, который и сообщил народу черную весть. Всех, кто не имел отсрочки от службы в армии, обязали явиться в военкомат, чтобы выступить на защиту Родины.

Мобилизовали почти все взрослое население нашей деревни (точнее, хутор Каменный Михайловского района). Нас в колхозе осталось 4 мальчишки-подростка, старики да женщины с детьми. И вот такими силами надо было хлеб убирать, пахать, сеять, обрабатывать землю — армию ведь надо было содержать. Каждому колхозу довели жесткий план по сдаче зерна, овощей, мяса, молока, шерсти. Все, что производили на фермах, полях, в личных хозяйствах, отправляли для нужд фронта. А вечерами женщины вязали теплые варежки, носки, другие вещи, чтобы бойцам отослать. Вот и стал я за плужок. На лошадях пахал, косил, сеял и убирал урожай.

Осенью немецкая армия подошла к Москве, и нам сказали, что мы должны строить оборонительные сооружения. Копали вручную лопатами окопы, противотанковые рвы, траншеи, чтобы вражеская техника не прошла. 5 декабря началось контрнаступление наших войск. Немцев оттеснили. Но до победы было еще очень далеко. И только в результате ожесточенных сражений в Сталинграде и на Курской дуге удалось повернуть ход войны вспять.

В ноябре 1944 года призвали в армию. Мне еще не было 18 лет. Служил в 5-й гвардейской стрелковой дивизии в роли минометчика.

IMG_0620.jpg

Полигон

В 1948 году нашу часть перебросили в Казахстан. Остановились в чистом поле. Почтового адреса не имелось, поскольку в голой степи намного верст окрест не было ровным счетом никаких населенных пунктов. Уже потом узнали, что наше новое место службы — Семипалатинский полигон. Там-то 29 августа 1949 года и была испытана первая советская атомная бомба.

Никто нам не сообщал, сколько радиации мы на этом полигоне за время службы получили. Не так давно я направил в один из институтов соответствующий запрос. Прислали официальные сведения — 24,3 бэра! Это очень много, поскольку говорят, что допустимая норма для человека составляет 5 бэр. Служил же там 5 лет…

После демобилизации поступил в Московскую юридическую школу. Закончил ее, получил диплом юриста и стал служить в московской милиции. Проработал около 10 лет, прошел путь от следователя до заместителя, а потом и начальника отделения милиции.

Много разных эпизодов было. Однажды, к слову, расследовал дело, по материалам которого кинокомпания «Молдова-фильм» сняла картину «Обвиняются в убийстве».

— Какая из ваших наград самая первая, а какая — наиболее памятная?

— Первая — медаль «За победу над Германией», последняя — «За боевое содружество». Был отмечен многими юбилейными. Имею медали «За безупречную службу» трех степеней. А самая памятная… Может быть, это диплом от союза офицеров России за патриотическую работу в школах района Раменки? Я горжусь им. Но и званием «Почетный гражданин района Раменки» — тоже.

Растить патриотов

— Расскажите, пожалуйста, о работе в ветеранской организации.

— Состою в ветеранской организации УВД ЗАО свыше 20 лет. В местном отделении совета ветеранов предложили возглавить и координировать работу патриотического направления. Я дал согласие.

За год у нас проходит примерно 150 мероприятий. На них всегда приглашаются участники войны. Школы имеют музеи боевой и трудовой славы, на базе которых проводится работа по военно-патриотическому воспитанию с участием ветеранов войны и труда. Учащиеся организуют для нас концерты. А мы проводим в школах уроки мужества. Управа района совместно с Советом ветеранов проводят ежегодно конкурсы школьных отрядов.

И совместные мероприятия бывают — в год 70-летия битвы за Москву организовали поездку на места захоронения солдат и командиров, павших в боях за Москву. Прошло возложение венков на Востряковском кладбище. Ветераны и школьники побывали на Поклонной горе, возложили венок к могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены.

Так что с молодежью общаемся! Я, кстати, оформил для ребят альбом, где собраны материалы о 15-ти участниках Великой Отечественной войны, проживающих в нашем районе.

— Как ветераны участвуют в патриотическом воспитании молодежи?

— На мой взгляд, огромную роль в этом играют школьные музеи боевой славы. Ежегодно в них проходят мероприятия, на которых ветераны встречаются со школьниками. И это — тоже значимая часть патриотического воспитания. Недавно, в центре «Дар» собрались дети из 15 дошкольных учреждений района. Тема мероприятия — «Наследники победы». Ребята дали концерт, пели песни о войне. Это было нам очень приятно.

Тесно контактируем с советом ветеранов УВД ЗАО, проводим совместные мероприятия. Например, в октябре прошла акция под названием «Будни полиции». К нам в гости приезжали сотрудники правоохранительных органов. Они рассказали детям о работе полиции. Я тоже поделился своими воспоминаниями.

— Согласны ли с утверждением, которое бытует с древних времен: молодежь испорчена, не уважает старших?

— Я так не сказал бы. Вот, например, иду на работу — дети играют на площадке. Обязательно приветствуют: «Здравствуйте, Алексей Филиппович!» Приятно, что и в метро место уступают. Хотя, нужно признать, нынешнее поколение не такое, как было наше. Дети более информированы, развиты. Большую роль, конечно, играет правильное воспитание.

— Существует ли вообще рецепт воспитания гражданина, патриота, достойного человека? Что в этом плане считаете самым важным, основным?

— Я могу так сказать: все начинается с семьи. Если бабушка, дедушка рассказывают, как жили в войну, как относились к хлебу, к старшим — это патриотично. В школе, в свою очередь, очень велика и важна роль педагогов. Ведь все качества человека формируются в детстве.

Разные соревнования (по району, по округу) тоже воспитывают патриотизм — дети стараются за честь школы, хотят победить, чтобы именно их команду наградили. Я это хорошо знаю, поскольку около тридцати ребят из моего кружка становились победителями различных конкурсов.

IMG_0632.jpg

Спрятавшиеся в коряге

— Вы, как известно, являетесь основателем и руководителем кружка «Природа и фантазия» в школе № 38. Не расскажете ли, как или с чьей помощью появилась идея прийти к ребятам в школу?

— К созданию музея я шел свыше 20 лет. Начнем с того, что мы в свое время очень активно занимались озеленением района. Много строилось новых домов, зеленых насаждений в жилых массивах почти не было. Вот мы, жители, по мере сил и возможностей, взялись за посадку деревьев, устраивали газоны, разбивали цветочные клумбы. У моего дома сейчас березы и липы на уровне 5-го этажа. Таков наглядный результат наших усилий, предпринятых 20 лет назад. Отрадно, что и сегодня эти работы продолжаются.

В ту пору я и увлекся творчеством. Как-то попалась на глаза коряга. Повертел ее в руках и вдруг увидел, что она в определенном ракурсе чем-то напоминает оленя. Надо только какие-то черты характерные выделить, подчеркнуть. Как оказалось, в природном материале можно разглядеть много чего интересного. Стал работать. Посещал музеи, творческие выставки.

Потом меня пригласили в кружок детского творчества, и 17 лет я руководил им в качестве педагога дополнительного образования. За эти годы я научил тысячу детей делать поделки из природного материала. Потом создал музей в нашей школе, а на его базе — кружок «Природа и фантазия». Мы участвуем в различных выставках и конкурсах. Очень часто становимся победителями, получаем дипломы и другие награды.

Кроме того, 8 лет подряд доводилось посещать ведомственную базу отдыха «Бугорок». Там тоже вел детский кружок.

День двух праздников

— Какой Ваш самый любимый праздник?

— У меня такое совпадение интересное — 1 января отмечаю и Новый год, и день своего рождения. Два таких хороших праздника вместе — что еще человеку надо? Я считаю себя счастливым. И создал это счастье для себя сам — своим трудом и отношением к жизни.

Встречаю праздники в семейном кругу. Кстати, моя дочь — подполковник милиции в отставке. Внуки и зять — офицеры. Такая вот у нас династия.

— Какие планы на ближайшее будущее?

— Творческая деятельность не может остановиться на каких-то границах. Она все время в поиске, обновлении, поступательном движении. Сейчас, например, объявлен конкурс экологической направленности: надо представить на него поделки из бросового материала. Я все это обдумываю, ведь прежде мы работали только с природным материалом.

— Что бы хотели пожелать жителям Раменок в преддверии Нового года?

— Ветеранам — долгой жизни, здоровья, работоспособности на радость детям и внукам. А молодому поколению — упорства и настойчивости в учебе и труде. И, конечно же, чтобы обязательно уважали старших и были здоровы! Учеба, труд и уважение — это три кита, на которых держится жизнь человека.

Беседовала
Александра Гарафутдинова