Когда мы говорим об информационном обеспечении каких бы то ни было выборов, речь идет, прежде всего, об информировании избирателей о ходе и итогах выборов, а также – о предвыборной агитации кандидатов.
Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии исредства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение и сетевые СМИ). Закон требует от всех «игроков» информационного поля объективности и достоверности публикуемых материалов. Цензура, разумеется, недопустима, однако деятельность СМИ в освещении избирательной кампании должна находиться в рамках Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
СМИ вправе публиковать интервью с кандидатами и представителями партий, выпускать в свет иные сообщения и материалы о кандидатах и политических партиях. При этом сообщения о проведении различных предвыборных мероприятий должны выходить отдельным информационным блоком и без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются партиями и кандидатами. В них не должно высказываться предпочтение какой бы то ни было политической силе. В день выборов вплоть до момента окончания голосования на территории РФ запрещается публикация данных об итогах выборов депутатов Государственной Думы.
Через СМИ информируют избирателей о подготовке и проведении выборов депутатов ГД избирательные комиссии. С момента официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Госдумы до дня официального опубликования их результатов общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют избиркомам РФ не менее 15 минут эфирного времени. Региональные государственные организации телерадиовещания дают избиркомам субъектов РФ и окружным избиркомам не менее 10 минут эфира еженедельно на каждом из своих каналов.
Редакции общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, во время проведения избирательной кампании по выборам депутатов ГД безвозмездно предоставляют избиркомам РФ не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади издания.
Чрезвычайно важной частью информирования избирателей является опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов ГД. Публикуя эту информацию, редакции СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, а также тех, кто заказал и оплатил данную публикацию.
Отметим, что в течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и других статистических исследований на эту тему.
И еще один важный момент: в периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти или органами местного самоуправления для опубликования официальных материалов и сообщений, не могут публиковаться агитационные материалы.
Предвыборная агитация может проводиться:
- на каналах телерадиовещания, в периодических СМИ и сетевых изданиях;
- на агитационных публичных мероприятиях;
- в печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалах;
- другими не запрещенными законодательством методами.
Предвыборная агитация на каналах телерадиовещания, в периодических СМИ и сетевых изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений кандидатов и т.п. Подобная агитация начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Это «красная линия», после которой любая агитация запрещается.
Избиркомы контролируют соблюдение порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению нарушений. При их выявлении члены избиркома обязаны обратиться в правоохранительные органы, чтобы пресечь противоправную агитационную деятельность иизъять незаконные агитационные материалы. В свою очередь правоохранительные органы обязаны не только принять соответствующие меры, но и оперативно проинформировать о них членов избирательной комиссии.
Официальное опубликование результатов выборов депутатов Государственной Думы осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ в течение трех недель со дня голосования. В этот же срок ЦИК РФ в своем печатном органе официально публикует полные данные, содержащиеся в протоколах всех окружных избирательных комиссий об итогах голосования и о результатах выборов.