Выборы в Госдуму, которые пройдут 18 сентября нынешнего года, будут серьезно отличаться от всех предыдущих
Выборы в Государственную Думу РФ VII созыва пройдут в единый день голосования – 18 сентября – по новым законодательным нормам. Они установлены федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 22 февраля 2014 года, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года, а также другими законодательными актами.
Начнем с того, что в этом году выборы в Госдуму РФ впервые пройдут не в начале декабря, а в третье воскресенье сентября. Инициатива переноса даты выборов принадлежит спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и лидерам трех думских фракций: Владимиру Васильеву («Единая Россия»), Владимиру Жириновскому (ЛДПР) и Сергею Миронову («Справедливая Россия»). О необходимости переноса выборов они заявили весной прошлого года. Соответствующие поправки в федеральные законы о выборах депутатов и об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ были приняты в июле и ноябре 2015 года. Легитимность этих поправок, сокращающих срок полномочий депутатов действующей Госдумы VI созыва, подтверждена Конституционным судом РФ 29 июня 2015 года.
Основное нововведение на выборах в Госдуму – возвращение смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Половина депутатского корпуса – 225 человек – избирается по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система). Другая половина – по партийным спискам по единому федеральному избирательному округу (пропорциональная система). Именно такая, пропорциональная, избирательная система применялась на выборах в Государственную думу с 2007 года по 2011 год. А ранее, в 1993–2003 годах, применялась смешанная система.
В связи с изменением избирательной системы 3 ноября 2015 года Президент РФ подписал закон о схеме формирования одномандатных округов. Территорию России разделили на 225 избирательных округов с учетом границ субъектов Федерации (не менее одного округа в каждом из субъектов). При разделе использовалась так называемая «лепестковая» модель, когда в состав одного округа входит как городская, так и прилегающая сельская территория. Таким образом, крупные города оказались разделены на несколько избирательных округов (по «лепесткам»).
По одному избирательному округу образовано в 32 субъектах РФ, по два – в 26, по три – в шести, по четыре – в 10, по пяти – в трех. Самое большое число округов оказалось в Московской области (11) и в Москве (15).
Кандидаты по одномандатным округам выдвигаются политическими партиями или путем самовыдвижения; по федеральному избирательному округу – только в составе списков политических партий. После принятия 3 апреля 2012 года поправок в закон «О политических партиях», упростивших их создание и регистрацию, число партий в России возросло в 11 раз: с 7 в 2011 году до 77 в настоящее время. 75 из них могут участвовать в выборах. От сбора подписей избирателей в поддержку своих списков освобождены партии, представленные в Госдуме и региональных парламентах, а также (впервые!) партии, получившие на последних парламентских выборах 3% и более голосов.
Таким образом, льготы получат 14 партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело», ПАРНАС, «Гражданская платформа», «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за справедливость, «Родина», «Гражданская сила» и Российская экологическая партия «Зеленые». Остальным партиям необходимо собрать не менее 200 тыс. подписей в свою поддержку.
Партия, зарегистрировавшая свой федеральный список, может выдвигать претендентов в одномандатных округах без сбора подписей. Другие, включая самовыдвиженцев, должны заручиться поддержкой не менее 3% избирателей соответствующего округа.
По сравнению с предыдущими выборами численный состав федеральных партийных списков сокращен: он должен включать в себя от 200 до 400 кандидатов (ранее – до 600). При этом беспартийных в списке должно быть не более половины. Список делится на общефедеральную часть в количестве до 10 человек и на региональные группы, минимальное число которых – 35 (ранее – 70). Один и тот же кандидат может быть выдвинут партией и в составе списка, и по одномандатному избирательному округу.
В 2016 году проходной барьер для партий снижен с 7% до 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Кандидатам в одномандатных округах достаточно набрать простое большинство голосов. Исключена предусмотренная на выборах 2011 года норма о том, что партии, набравшие от 5% до 7% голосов, также могут получить одно или два места в парламенте.
Кроме того, на выборах в Госдуму в 2016 году впервые будет применяться так называемый «криминальный фильтр» для кандидатов в депутаты. Претендент должен указать сведения не только о наличии неснятой или непогашенной судимости, но и обо всех неприятностях с законом, имевшихся у него ранее. Также запрещено баллотироваться в депутаты бывшим осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления: первым – в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания, вторым – в течение 15 лет. Помимо этого, кандидаты теперь обязаны сообщать в ЦИК сведения о своих счетах и вкладах за границей.
По сравнению с избирательной кампанией 2011 года количество наблюдателей на выборах будет сокращено. Согласно принятым 15 февраля 2015 года поправкам в избирательное законодательство, на участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от партии или кандидата. При этом они имеют право проводить в помещении для голосования фото- и видеосъемку. Удалить наблюдателей с участка можно лишь по решению суда. Отметим, что ранее вести съемку разрешалось лишь представителям СМИ, а правом удаления наблюдателей обладала участковая комиссия.
Подводя итоги, можно с уверенностью заявить: выборы в Госдуму VII созыва будут серьезно отличаться от всех предыдущих как по характеру, так и по подходам к избирательной кампании ее участников. По сравнению с избирательной кампанией 2011 года в правила проведения выборов внесены принципиальные изменения, касающиеся не только технологии, но и идеологии организации и проведения голосования.
Ключевой выборный посыл власти – «Открытость, легитимность, конкурентность», заявленный на нескольких недавних региональных выборах, будет распространен и на федеральную избирательную кампанию. Власть надеется, что такой подход позволит принципиально изменить отношение общества к выборам и повысит легитимность Государственной Думы РФ в глазах избирателей.
Платон Соков