Депутаты Государственной Думы РФ обязаны отстаивать права граждан и представлять их интересы
Выборы депутатов Государственной Думы VII созыва на всей территории Российской Федерации состоятся 18 сентября 2016 года, в единый день голосования.
Государственная Дума РФ – важнейший институт, без которого немыслима демократия и функционирование государственного аппарата нашей страны. Главные обязанности депутатов Госдумы – выражать коллективную волю избирателей, инициировать законопроекты в защиту их интересов и придавать этим законодательным инициативам статус государственных законов. Каждый депутат несет ответственность перед своими избирателями.
Кроме того, парламентарии осуществляют контроль за деятельностью Правительства. Он выражается в различных формах: утверждение членов кабинета министров, заслушивание отчетов о работе Правительства, оценка его работы и даже выражение вотума недоверия Правительству. На депутатах Госдумы РФ лежит серьезная ответственность: принимая решения, они, являясь представителями высшего законодательного органа власти, должны руководствоваться общественными и государственными интересами.
Российский парламент, как известно, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Это разделение неслучайно: двухпалатный парламент демонополизирует законодательную власть, сводит к минимуму опасность возникновения парламентского диктата. Мировая история (как, впрочем, и история России) знает немало примеров того, как неограниченная власть парламента становилась деструктивной силой, подрывающей государственное единство. Современная система отечественного парламентаризма в полной мере обеспечивает политическую стабильность и конституционную безопасность России.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Государственную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе пропорциональной избирательной системы. Каждая из двух палат парламента обладает собственными полномочиями.
Функции Государственной Думы – решение вопроса о доверии Правительству, выражение согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента при отрешении его от должности, назначение на должность председателя Центрального банка, председателя Счетной палаты и уполномоченного по правам человека.
Кроме того, законодательством предусмотрены и совместные функции, осуществляемые депутатами Государственной Думы и Совета Федерации. Это обсуждение и принятие законов, государственного бюджета, установление налогов и сборов, финансовое регулирование, ратификация международных договоров, вопросы войны и мира, а также статус и защита государственных границ.
Ст. 170 Регламента Государственной Думы утверждает порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов: «Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, или в связи с обращением Президента Российской Федерации, либо по докладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты».
В соответствии со ст. 183 Регламента, «Государственная Дума может в случае необходимости заключать с парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве».
Ст. 104 Конституции РФ наделяет Государственную Думу правом законодательной инициативы. Ее депутаты могут вносить на рассмотрение законопроекты и поправки в действующее законодательство. Процедура принятия федерального закона Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. Для этого необходимы голоса большинства депутатов. Все принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Они вступают в силу после их утверждения Президентом России.
Семен Платонов