В настоящее время именно телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.
Как правило, фактор внезапности, возникающее паническое, а порой и шоковое состояние, да и сама полученная информация приводят к тому, что человек оказывается не в состоянии правильно отреагировать на звонок, оценить реальность угрозы и получить максимум сведений из разговора.
Если на чей-то телефон уже ранее поступали звонки с угрозой террористической акции или есть основания считать, что они могут поступить, в обязательном порядке необходимо установить на телефон автоматический определитель номера (АОН) и звукозаписывающее устройство.
При наличии АОНа необходимо сразу записать определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты. При наличии звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлечь кассету (минидиск) с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Обязательно установить на ее место другую кассету. Необходимо помнить, что без номера звонившего и фонограммы разговора у правоохранительных органов будет крайне мало материала для работы и отсутствует доказательная база для использования в суде.
При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры и АОНа значительную помощь правоохранительным органам для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников окажут следующие действия:
- постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
- по ходу разговора отметить пол и возраст звонившего, особенности речи (голос - громкий или тихий, низкий или высокий; темп речи - быстрый или медленный; произношение - отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом; манера речи - развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
- обязательно необходимо отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса);
- необходимо отметить характер звонка - городской или междугородный;
- обязательно зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
В ходе разговора необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- какие требования выдвигает человек, который звонит;
- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц;
- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного;
- как и когда с ним (с ней) можно связаться.